МОАУ "СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов (дошкольный уровень) г.Шимановска Амурской области

Применение инновационных технологий в ДОУ


Происходящие изменения в системе образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом.

  Сегодня детскому саду нужен педагог, способный строить работу с детьми на основе прогрессивных технологий и новых программ, умело  использовать инновации и новые информационные технологии. 

Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в детском саду представить себе  работу без них невозможно. Основная масса педагогов, являясь уже свободными пользователями, открывает для себя все новые и новые возможности

этого «чуда техники».

В прошлом веке остались рукописные образовательные программы, годовые планы и конспекты. Многие педагоги ДОУ  уже освоили  Приложения  Microsoft Word и  Excel. Но даже тех возможностей, которые данные программы могут предложить, иногда бывает недостаточно. Ведь практические материалы нужно не только отпечатать или обобщить в

таблицах: чаще всего их необходимо оформить для представления на очередном конкурсе, выставке, круглом столе, методическом объединении. В этом случае нам на помощь приходит еще одно приложение  Microsoft Office– программа составления мультимедийных презентаций в Power Point.

Презентации в  Power Point - современный интерактивный способ представления и хранения информации. Программа доступна для освоения и  дальнейшей работы с ней. Она дает возможность постоянно дополнять и 3обновлять информацию, экономит пространство при  архивации и хранении практических материалов, а также позволяет создавать и архивировать практические материалы и документы на электронных носителях.

Все перечисленное выше можно отнести к «плюсам». Конечно же,  есть и «минусы», но их значительно меньше. Это временные затраты на  создание презентаций и отсутствие достаточного количества компьютеров в  дошкольном учреждении для свободного доступа к ним всех желающих  педагогов.

Процесс овладения информационно-коммуникационными  технологиями требует человеческого фактора. Особенно остро эта проблема  встаёт на дошкольной ступени образования. Ведь раннее детство - не только  источник человеческой  одарённости, но и период душевной ранимости,  психической уязвимости. Об этом свидетельствует мировая практика  реабилитации личности. Поэтому в жизнь детей дошкольного возраста  вносить что-то новое следует  с особой осторожностью. «Помоги, но не  навреди!» - это принцип, которому нужно следовать, внедряя информационно- коммуникационные технологии в обучение детей.

  Успех ИКТ педагогического процесса зависит от компетентности  специалистов, используемых методов, качества применяемых средств. Возникает вопрос: где, когда и как применять информационные  технологии в работе музыкальных руководителей дошкольных учреждений.4

Ответ - новые информационные технологии можно и нужно применять  в любом виде деятельности дошкольников:

· на музыкальных занятиях фронтального типа;

· на музыкальных занятиях индивидуального типа;

· на праздниках и развлечениях;

· в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.5

Традиционно музыкальное занятие я  начинаю с музыкально- ритмических движений. Идею использования движения как средства  формирования музыкальности детей выдвинул швейцарский учёный и  композитор Э.Ж. Далькроз. По его мнению, ритм музыки и пластики объединяются в движение.

Всё чаще  использую аудиозаписи или видеозаписи (DVD), это  облегчает мне работу, так как, я не сижу за фортепиано, а могу показать танцевальное движение или кого-то поправить.  Новые движения я  могу  записать на видео, где дети смотрят красивый показ: если движения русские народные - могу  надеть русский костюм с красными сапожками;  если  переменный шаг или вальс - то в классической чёрно - белой одежде. А на   занятиях дети смотрят и стараются сделать так же. Этим я добиваюсь  выразительного качественного выполнения движений, слежу за тем, чтобы дети точно передавали особенности того или иного произведения. Такой  приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация  передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание,  но и делает его осмысленным и долговременным.

Хороводы чаще всего проходят под народные песни, у нас в детском  саду, много аудиокассет, которые подобраны по тематике; по видам 6 музыкальной деятельности. Хотя текст песен подсказывает содержание и  последовательность движений, дети самостоятельно его инсценируют в  соответствии с развитием сюжета, выполняя отдельные роли.

Танцы обычно построены на зафиксированных движениях в  определённой последовательности и построении - пары, круг, в шахматном  порядке и  так далее. Детям очень нравится танцевать под музыку  современной эстрады. Например: «Ча-ча-ча», гр. Блестящие; «Ручки-ножки»  гр. Вирус; «Буратино» музыка Рыбникова; «Чунга - Чанга» музыка  Шаинского; «Аты-Баты» гр. Пламя…

Восприятие музыки - это самый распространённый вид музыкальной  деятельности, доступный каждому. Благодаря новым  информационным  технологиям эстрадная музыка звучит везде и по телевидению, и по радио, и  компьютеру, магнитофону, на плеере, в мобильных телефонах; но очень мало  классической музыки. Я стараюсь это восполнить.

В нашей фонотеке есть много дисков, аудиокассет, видеокассет:  «Щелкунчик», Спящая красавица» П.И.Чайковского, «Петя и волк» С.Прокофьева, «Топ-хлоп, малыши» Т. Сауко, А.Бурениной…Эти записи я  даю родителям на выходные, что бы они дома, в спокойной обстановке  просмотрели с детьми. Если ребёнок растёт в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика, и народная музыка, он, естественно,

привыкает к её звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах

музыкальной деятельности.

В моей коллекции есть  аудиокассеты, которые объединены одной  темой: Победой кончилась война  - (песни ВОВ),  диски с фотографиями и фрагментами боевых действий; Симфонический оркестр (лекция); Ценности малой Родины (лекция)- о творчестве Бийского композитора М.К. Апарнева и  русском народном хоре «Голоса Сибири», а также очень много музыкальных сказок и песен из мультфильмов.

Развивая у воспитанников навыки слушания, знакомлю детей с  музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами 7 выразительности. Ребята научились высказывать свои сопереживания, размышлять об увиденном  – поэтому развивается речь, мышление,  художественный вкус. Музыкальные руководители ДОУ должны иметь определённый уровень звуковой и исполнительской культуры, от которого во многом зависит эффект воспитательного воздействия на ребёнка, и быть  хорошо подготовленными в области музыкознания.

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. Песня - ценное средство нравственно - эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста. Чтобы разучить песню, мы сначала слушаем, а выучив, прослушиваем, выразительно ли она спета, как звучит. В этом нам помогает видеокамера, или аудиозапись.

Знакомство детей с песней может быть спета  и в караоке. Есть  новый вид-

беки (повтор)- ты поёшь громко, а тебе идёт подсказка тихо (подпевка), это,

когда плохо знаешь слова.

По мере возможности обращаюсь в кабинеты звукозаписи. Мне аранжируют детские песни, которые мне понравились из журналов: «Дошкольное воспитание», «Музыкальный руководитель», «Обруч», или для  своих песен.

Дети любят выступать. У нас в детском саду есть музыкальный центр и микрофоны. С каким желанием и азартом дети поют в микрофон! Здесь они получают практические навыки, ведь надо быть внимательным, во время вступать, соблюдать темп и динамику.

На своих занятиях практикую ещё такой приём: записываю на аудиокассету хор детей в начале и в конце, когда песня выучена. Дети слушают себя, потом мы беседуем  о темпе, о динамике, о тексте, и о качестве исполнения.

По своей природе все ребята очень разные и для индивидуального подхода готовые фонограммы на компьютере могу поднять на пол тона, или, допустим, опустить на тон ниже. Поэтому дети поют, не напрягаясь, по своим физиологическим возможностям.8

К праздникам и развлечениям готовлюсь очень серьёзно  - ищу в интернете стихи, песни, музыку к танцам, ведь они представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие радость и эстетические переживания.

Такие праздники, как Масленица, День знаний, День защиты детей  проходят на улице. У нас есть специальный музыкальный центр для улицы.

Праздники, проводимые на улице, повышают настроение, дают положительный заряд эмоций, потому что много игр, различных персонажей, шуток, прибауток и так далее.

Работая с воспитателями в течении года я применяю ИКТ, например, чтобы написать  сценарий развлечения «Путешествие по сказкам», мы просмотрели на видео русские народные сказки, где играют профессионалы –артисты. После поговорили о каждом герое, о том, как их играть, и какие у них особенности. Когда роли с воспитателями разучены, снимаем всё на камеру, потом смотрим,- ведь со стороны видно все ошибки. При постановке сказки «Три поросёнка», надо было петь и танцевать, это сложно. Пение мы

записали на аудиокассету, этим облегчили игру воспитателей. Сотворчество  с педагогами заключается в поддержании постоянного контакта  – обсуждении, уточнении совместных действий.  А  при постановки сказок: «Репка на новый лад»; «Теремок»; «Дюймовочка» - для  характеристики и выхода каждого героя – звучал свой лейтмотив.  Использовала классическую музыку: « Петя и волк» С.С.Прокофьева; «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского - Корсакого; Балет  Анюта» Гаврилина; «Мазурка» М.И.Глинка и так далее. Дети   прочувствованно и осознанно воспринимали музыку каждого героя,  постигали выразительный смысл её языка в сравнении с языками других искусств, в дальнейшем выражали свои впечатления в различных проявлениях творчества – образное слово, рисунок, танцевальные и образные движения, театрализованные игры, спектакли и пр. 9

В  компьютере, в  своей папке я пишу планы, сценарии,  диагностику, тексты песен, стихи, музыку, фотографии  и так далее.

Исходя, из выше сказанного, можно сделать вывод, что новые информационно  – коммуникационные технологии дают толчок развитию новых форм и содержание традиционных видов детской деятельности: этот тезис подтверждается всем ходом работ, объединённых понятием «информация дошкольного образования». Новые информационно  – коммуникационные технологии обогатили вариативные программы

общественного дошкольного образования, а также средства семейного образования. Сложились устойчивые компьютерные сети в ряде регионов страны, возникли технические  предпосылки спутниковой связи государственного и международного значения в области использования  информационно  – коммуникационных технологий в  дошкольном образовании. Помогли нам  достичь  стабильного, позитивного изменения в

уровне развития разных аспектов личности ребёнка - дошкольника.

1 июня 2019 в 07:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.