МОАУ "СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов (дошкольный уровень) г.Шимановска Амурской области

Создание педагогических условий для самореализации личности одаренных и талантливых детей в ДОУ

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений природы. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности, самосовершенствоваться – это то — направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни. Талант — это чудо! Божий дар.

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Выявление одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможно. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей мы в нашем детском саду направляем усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения и воспитания. Следует помнить, что талант нуждается в поддержке. Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.

В настоящее время в нашем детском саду сложилась определенная система работы по поддержке и развитию одаренных дошкольников, ведется поиск новых идей и решений.

В дошкольном учреждении на сегодняшний день работают опытные, творческие педагоги, использующие в своей работе современные инновационные технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, их творческое и интеллектуальное развитие.

Всем детям в дошкольном учреждении созданы благоприятные условия для развития как общих, так и специальных способностей.

Для детей с интеллектуальным и академическим типом одарённости в группах создана специальная развивающая среда: уголки природы, мини лаборатории, книжные уголки. Ребята учатся удивляться простым вещам, познавать суть явлений, учатся находить логические связи и создавать новое.

В группах детского сада, в соответствии с возрастом, оборудованы мини - библиотеки, предоставляющие детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей. Библиотека разделена на несколько зон: зона выбора, где книги имеются в свободном доступе; зона чтения — это место, где ребенок один или с друзьями, с воспитателем, может рассмотреть книги, почитать их, обсудить содержание прочитанного, ответить на вопросы; зона театра книги, где дети могут играть куклами, разговаривать голосами персонажей, разыгрывать сценки, инсценировать сказки, потешки и медиотека, позволяющая обеспечить воспитательно-образовательный процесс новыми информационными средствами обучения.

У творческой одаренности много различных вариантов: есть дети, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают и такие воспитанники, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере. Для ребят творческих в детском саду имеется оборудованный музыкальный зал, работают музыкально-хореографический кружок «Музыкальная страна», где дети обучаются вокалу и танцам. В изостудии «Волшебная кисть» талантливые воспитанники имеют возможность расширить свое представление об изобразительном искусстве. Результатом работы стало участие наших наиболее талантливых воспитанников в конкурсах различного уровня, где дети  занимают призовые места.

Телесно-кинестетический интеллект – способность формировать и использовать двигательные навыки в спорте, развиваются у наших ребят и на занятиях физкультурой, во время спортивных соревнований и досугов. Спортивный зал оснащён всем необходимым оборудованием, включая и детские тренажёры.

Мы тесно сотрудничаем с тренерами тех спортивных секций, которые посещают наши воспитанники. Воспитанники ежегодно принимают участие спортивных, соревнованиях «Веселые старты», проходящих на муниципальном уровне. Незабываемым праздником для детей был фестиваль «Физкульт – ура!», в котором принимала участие особо одаренные дети. 38 детей посещает спортивный кружок в детском саду. 25 детей посещают спортивные учреждения города.

Еще один тип одаренности, который педагогу сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности. Это так называемая лидерская, или социальная одаренность. Синонимом к этим словам будет являться понятие «организаторские способности». Эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими в игре. Умение организовать игру и брать на себя главную роль. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию. Задача педагогов детского сада не сломать хрупкие росточки лидерства в детях, а помочь развить этот дар. Эта проблема решается в повседневных моментах жизни ребёнка в детском саду, во время игры.

В старших и подготовительных группах с детьми организуются такие сюжетно-ролевые игры, например, «Школа», «Семья», «Салон красоты», «Интернет кафе», «Супермаркет», «Центр здоровья», «Путешествие», «Служба спасения», которые помогают развивать у детей социальный опыт, формировать познавательную активность, коммуникативные навыки и раскрыть свои неповторимые индивидуальные личностные качества.

Критериями самореализации одаренных детей являются:

– мотивационный: уровень мотивации успеха и потребности в достижении;

– деятельностный: степень интереса к деятельности соответственно проявленной одаренности и устойчивость высоких достижений в социально-значимых видах деятельности в динамике возрастного развития;

– личностный: позитивная эмоциональная стабильность (уровень тревожности), общительность (коммуникативные склонности) и самооценка.

Роль семьи в развитии одаренности ребенка, на наш взгляд, является решающей. Однако практика работы с родителями показывает, что они неодинаково относятся к своим одаренным детям. Одни считают, что не надо обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность — это особенности возраста. Другие, наоборот, преувеличивают творческие возможности ребенка, подчеркивая тем самым, что их малыш не такой, как все, что его одаренность дает ему право на особые привилегии. Такие родители, желая обеспечить идеальные условия для развития своего ребенка, записывают его в различные студии, кружки, руководствуясь скорее соображениями престижа, чем склонностями дошкольника.

Развитию же одаренности детей, как показывает наша практика и многолетние наблюдения, способствуют высокие познавательные интересы самих родителей. В общении с ребенком такие родители выходят за круг бытовых проблем, в общении используют общие игры, совместную работу на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. На основе общих познавательных интересов возникают устойчивые дружеские отношения между детьми и родителями. Здесь, на наш взгляд, для становления личности одаренного ребенка важно, прежде всего, повышенное внимание родителей. В семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.

Педагоги детского сада через различные нетрадиционные формы работы с родителями такие как: родительские клубы, совместные детско – родительские проекты, аукционы, досуги, оказывают им помощь в развитии у детей, каких-либо талантов и способностей.

Взаимодействие с социумом – позволяют показать достижения наших воспитанников, через их участие в конкурсах различного уровня. Талант — присущие от рождения определённые способности, и мы стараемся раскрыть этот дар природы, чтобы каждый ребёнок знал, на что он способен, нашёл своё место в жизни, был успешен и счастлив в дальнейшем, а это является залогом процветания России!

Аннотация работы

Обучение одаренных детей сегодня – модель обучения всех детей завтра. Статья знакомит с опытом работы с одаренными детьми в условиях дошкольного учреждения, где созданы условия для выявления и развития одаренностей у детей. Намечены ориентиры на стимулирование и поддержку эмоционального развития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей в различных видах деятельности.

Цель работы: трансляция опыта работы по выявлению и развитию одаренных детей.

Задачи: создание мотивации педагогических работников для работы с одаренными и талантливыми детьми.

   Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди детей, анкетирование детей и их родителей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и образовательной деятельности, портфолио дошкольников.    При поступлении в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.

Рекомендуемая литература

1. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое образование России, 1999.

2. Государственная программа «Одаренные дети» // Пролеска. – 2002. - №12.

3. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности /Д.Б.Богоявленская, В.Д. Шадриков. – М., 2002.

4. Ресурсы интернет.

1 июня 2019 в 03:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.